По следам маленького принца, или что не говорите, а ехать зимой в Марокко нужно

Версия для печати

Леону Верту. Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. … Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этой помнит. И так, я исправляю посвящение: Леону Верту, когда он был маленький.

Антуан де Сент-Экзюпери

Желание попасть в Северную Африку возникло давно, в советские 80-ые. Студенческий товарищ предложил съездить на недельку в Африку. С ним по соседству жил араб из Марокко. Он сделал для нас приглашения, и мы уже было собрались туда ехать, но не получилось. А здесь такая оказия, осенью узнал, что набирается группа для поездки в Марокко для встречи Нового года. Да ещё и на джипах, да ещё и вдоль океана, да ещё и «по следам маленького принца». Являясь ярым поклонником творчества Антуана Сент Экзюпэри такое пропустить было невозможно. Добираться решили самолётом. Причём с билетами нужно было спешить т.к. перед праздниками билеты дорожали как на дрожжах. Главная закономерность – чем ближе к праздничным дням, тем билеты дороже. Наиболее дорогие это прямые рейсы, которых мало. А если лететь с пересадкой в одной из европейских стран, то это дешевле. И чем больше время между транзитными рейсами, тем лучше для вашего кошелька, если вас не смущает ночь, проведённая в транзитной зоне Парижа, или Амстредама, или других европейских городов. Если у Вас есть Шенгенская виза, то это шанс посмотреть эти города, сделать новогодние покупки, а возможно и встретиться с друзьями, если таковые живут здесь. Собирались недолго - всё как обычно палатка, спальник, походная одежда, арабско-русский разговорник, хотя нужен также и французский, сувениры и поехали. Ограничения в весе на багаж как обычно на самолёт не больше 20 кг основной багаж и 7-8 килограмм для ручной клади. Туристам всегда нелегко летать самолётами, всегда хочется захватить побольше поклажи – ведь это лишнее удобство в путешествии. Менять деньги решили уже на месте. Денежные средства лучше брать либо наличностью в евро, или в долларах, или практически все европейские платёжные карты. Курс дирхама к доллару на то время был абсолютно идентичным как у нашей гривны. Цены на месте очень похожи на отечественные. Хотя есть определённые различия, например цены на мандарины. Знаменитые марокканские мандарины здесь стоят вообще даром – 1-2 дирхама, но в лучшем случае 4-5. Это если только час назад с дерева. Ну и вкус здорового, сочного плода можете представить. Само здоровье! В машину мы брали до двух кило этих фруктов и до конца суток они буквально улетучивались. Такие вкусные. Об гастрономических особенностях страны далее, а сейчас всё по порядку. Киев с его зимними холодами остался дома, и мы 30-го декабря вылетели в Париж. Майдан, политические страсти, все тонкости предстоящих российско-украинских отношений остались здесь дома. Вообще лучше путешествовать, имея в составе группы кого-нибудь из местных, или человека, хорошо знающего язык и саму страну.

Итак Ксабланка. Здесь мы успели только посмотреть самую высокую мечеть Марокко – мечеть Хассана Второго. Она же является одной из крупнейших в мире. Сооружение находится на берегу Атлантического океана, вид на который открывается с гигантского стеклянного зала, вместимостью в 25 000 верующих. Ещё 80 000 человек могут молиться на прилегающей к мечети площади. Таким образом, общая вместимость составляет 105 000 верующих. Высота единственного минарета равна 210 метрам, дизайн которого разработал французский архитектор Мишель Пинсо. Зрелище впечатляющее. В саму мечеть не попали, вечерело и мечеть уже закрывалась. В тот же вечер выдвинулись в Ель Джадиду, курортный город на берегу океана, где мы проходили посвящение в Маленьких принцев и принцесс, тут же произошло обручение с океаном. В сам город приехали уже поздно, сразу повалились спать. А рано утром всех встретили шум прибоя, яркий океанический рассвет, пальмы, и неповторимый восточный колорит всего местного населения, архитектуры, быта и всего прочего. После завтрака отправились в город, позавтракали в местном рыбном ресторанчике жареной рыбой с салатами и соусами. Рыбу жарят при вас, хлеб и соусы подают бесплатно. После осмотра средневековой португальской крепости, было дано несколько часов кряду для разграбления местных базара, ресторанов, магазинов и прочих достопримечательностей. Вот здесь то мы и продегустировали местные не наколотые мандарины. Пришли к выводу, что местные свои фрукты точно чем-то пичкают, привыкание возникает сразу, практически мгновенно. И до конца путешествия избавиться от этой болезни нельзя. Мандариновая ломка, самая страшная зависимость. Вот такое коварство. Поедание первого килограмма мандарин и питье местного сладкого зелёного чая с мятой было принято как посвящение. Все прошли его успешно. А вечером мы спешно выдвинулись в Эс-Сувэйру поскольку Н2014Год синим конём поспешно наступал нам на пятки и нам нужно было срочно готовиться к его встрече. Город встретил нас приветливо, мы быстро нашли наши гостиницы и успели пройтись вечерними улочками, где ещё долго не закрывались лавки торговцев. Нужно отметить, что арабы НГ в привычное для европейцев время не празднуют. Но здесь, это всё-таки место туристическое и некоторое предновогоднее оживление наблюдалось. По городу были видны толпы туристов, наблюдалось оживление в ресторанах, гостиницах. Следующий день прошёл в беглом знакомстве с городом. Впечатлили океанический прибой со стороны бастионов древней крепости, базар, архитектура и многое, многое другое. Из практических советов для желающих отметить НГ в таких условиях. Спиртное лучше закупать в больших супермаркетах, в крупных городах. Мы, к примеру, пользовались супермаркетами сети Маржан Marjane Supermarket. А в таких туристических центрах как Эс-Сувейра всё алкоголическое можно приобрести только в ресторанах и конечно же по более высоким ценам.
Встреча Н2014Г. Ближе к вечеру народ начал разминаться красненьким и ближе к 21:00 мы начали встречать НГ по Москве, поскольку в группе были отдельные представители, проживающие там. После разминки мы переместились в один из местных ресторанов. Рестораны к тому времени были довольно плотно напакованы людьми и нам, чтобы нормально разместиться предстояло какое то время ждать и разминаться красненьким и беленьким тоже. Как раз где-то за сорок минут до полуночи мы смогли удобно рассесться в ресторане. Вокруг было несколько компаний европейского происхождения. В центре зала играл музыкальный коллектив на народных инструментах. Позже мы узнали, что коллектив исполнял музыку в стиле Гнауа. В гнауа органично сочетаются ритмические откровения черной Африки, берберские языческие напевы, трансовая мелодика племен туарегов Сахары. Оказывается, что именно в Эсс-Сувейре в июне месяце проходит ежегодный международный фестиваль африканской музыки Гнауа. Это огромное событие, когда в город на берегу Атлантического океана стекаются толпы поклонников это африканской музыки и выступают здесь. Мы же очень порадовались их выступлению, а у некоторых наших участников была даже возможность вживую поиграть на национальных марокканских инструментах. Возможно, благодаря магрибскому волшебству у них открылись дополнительные таланты, но слушать их представлялось большое удовольствие. Так за всеобщим весельем мы и встретили Н2014Г. Традиционно на стене висел наш национальный флаг, была открыта бутылка «Советского шампанского», Киевского завода шампанских вин, которое сразу же выпили за успехи и удачу в этом предстоящем периоде нашей жизни. Далее потанцевав некоторое время, а также пройдясь вдоль набережной, мы уставшие от праздника возвратились в отель. На следующий день решили никуда не ехать, а отдохнуть от праздника и остаться здесь же. Большая часть группы решила ехать на океан купаться, а часть людей остались в городе далее осваивать местные достопримечательности. Сразу же по приезду на место народ попытался купаться в водах Атлантического океана. Кто знает, что это такое невольно усмехнутся про себя и скажут «Гм!». Дело в том, что сила океанического прибоя даже в относительно спокойное время такова, что волна вполне может легко повалить человека с ног и утащить в океан, поэтому купание выглядит следующим образом. Человек разбегается и бежит навстречу волне. Как только поток встречной воды достигает уровня по колено, человек падает и окунается с головой, при этом он может изобразить нечто напоминающее плаванье. Далее нужно вскакивать и убегать от набирающей мощь волны, чтобы тебя не унесло. В результате практически все желающие получили боевое купальноатлантическое посвящение в местные Посейдоны. По дороге назад мы встретили местных дереволазающих коз, которые пасутся, прямо на ветках аргановых деревьев. Вот так прямо стоят на ветках и кушают листья. Прямо как птицы, но это козы. Факт был запечатлён на фото и видеоустройства и одобрен  художественным советом группы.

«И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам все починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю. Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья.»

Антуан де Сент-Экзюпери

Да, именно так, мы двигались в сторону Сахары. Предварительно по дороге мы посетили город Агадир, где прогулялись по остаткам его крепости. Ну и главное мы закупили все необходимые продукты для путешествия по пустыне. Не совсем по пустыне, с выездами на океан. Мы ехали на юг страны в Сахару. Наш маршрут пролегал вдоль океанического побережья Атлантики. Любопытно было наблюдать, как пустынный африканский берег обрывается 30-40  метровыми скалами в океан. Океан вблизи Марокко довольно холодный. Вода здесь редко, когда нагревается выше 15 градусов. Всё это из-за холодного океанического течения, которое проходит в этом океаническом районе. И ближе к вечеру этот холод очень даже чувствуется. Нам приходилось одевать зимние куртки, несмотря на то, что днём было жарко, все ехали в футболках, и даже загорали. Но несмотря на это, мы практически всегда купались при выездах на пляжные участки. Океанический прибой это великолепное зрелище. В одном месте нам удалось увидеть очень красивую картину, когда в лучах заходящего солнца на скалы, уходящие в океан, спускалось серебряное покрывало тумана из пустыни. Это неповторимое зрелище. По дороге мы несколько ночей спали в палатках посреди пустыни. В одном месте нам пришлось стоять возле солоноводной лагуны, образованной в результате того, что пресноводную речку подпирает встречный океанический приливный водоток. Вода здесь перемешивается и остается слабосолёной. В лагуне удалось поймать несколько рыбин. Это оказалась местная разновидность кефали. Сильная, спортивная рыба. Отдельно хочется описать ощущения проезда на джипах вдоль океанического берега в момент отлива. Это очень увлекательное развлечение, хотя и достаточно опасное. Когда отлив и океаническая вода отходит на 150-200 метров от берега на этом месте образуется полоса мокрого песка, на котором может удержаться джип, едущий со скоростью около 100 километров в час. Стоит машине чуть замедлить скорость он моментально начинает закапываться в песок. Возникает опасность вообще потерять машину. Такие случаи бывали здесь в Марокко на побережье. В нашей команде к счастью таких проблем не возникало. Наши заезды окончились успешно, а пассажиры и водители получили разумную долю адреналина при таком переезде вдоль океанических волн.
       Периодически на берегу океана мы встречали деревни рыбаков, живущих здесь в невероятной бедности. Хижины этих людей сделаны из всего подручного материала. Это камни пустынного известняка, это и выброшенные океаном кости китов, доски и палки. Живут эти люди тем, что даёт им море. Иногда они предлагают туристам половить рыбу, так как ловят они. Это когда берётся очень длинное удилище длиной чуть ли не до 10 метров. Удочка представляет мощную донку с тяжёлым грузом, выше которого крепятся поводки с наживкой. Сама снасть забрасывается подальше в море так, чтобы перебросить ёё через линию прибоя на глубину, туда, где ловится океаническая рыба. Одно дело, когда это туристическое развлечение, а другое дело, когда это практически единственный источник пропитания. Лишь в некоторых деревнях мы видели, что местные жители держали по нескольку коз (хотя, что они кушают здесь в пустыне непонятно).
     В одном чудесном месте нам удалось заехать во французский кемпинг, который органически вписался в окружающий пейзаж в виде такого себе обитаемого оазиса. Сам кемпинг расположен в долине пустынной речки на месте старинной берберской крепости. Архитектура и оформление кемпинга выдержано с учётом местных архитектурных традиций, комнаты украшают натуральные предметы быта, глинобитная посуда и деревянные сельскохозяйственные инструменты. В кемпинге жили помимо нас группа путешествующих рокеров, да несколько отдельных туристов. Это не сезон  для массовых путешествий.
        Далее нас ждала ночёвка в невероятно красивом месте. Это большая солоноводная лагуна, огромный участок природного ветленда (заболоченной территории), где живут розовые фламинго и другие водоплавающие птицы. Эта естественная территория Khnifiss National Park находится под охраной, сюда приезжает много людей со всего мира, которые так и называются бёрдвотчеры от английского (birdwatching – наблюдение за птицями). По дороге мы видели пару лагерей таких путешественников. Они используют трейлеры, располагаются на удобном для наблюдения расстоянии от колоний птиц и долгое время занимаются наблюдением за ними, фотографируют, снимают видео. Удалось нам увидеть и самих фламинго. К сожалению, на довольно большом расстоянии. По мере приближению к проблемным территориям, которыми являются для Марокко, территории Южной Сахары участились проверки документов на дороге. Нас останавливали сотрудники дорожной жандармерии и просили предъявить паспорта, затем подолгу переписывали их номера. Приходилось по полчаса ждать, пока это контрольное таинство не осуществится. Ничего не сделаешь, политические разборки за эти территории не утихают и по сей день, несмотря на то, что в общем сейчас на протяжении довольно большого отрезка времени в стране наблюдается достаточно стабильная политическая обстановка. К сожалению, из-за не совсем приятных событий (дорожная авария) мы немного не доехали до нашей конечной намеченной точки путешествия. А так в целом получили довольно полное представление о том, что такое на самом дела пустыня Сахара и о том, как здесь живут люди. А далее наш путь лежал в знаменитые гроты Легзира. Легзир – пустынный пляж в Марокко на побережье Атлантики. Ближайшие населенные пункты к нему – это прибрежный городок Сиди-Ифни на юге и Тизнит на севере. Здесь в Легзире расположены огромные рыже-красные арки-гроты, сходящие с прибрежных скал в океан. Пляж в своей заброшенности огромен. К сожалению, в прилив его сложнее увидеть целиком. Из одной его стороны в другую через арки, красные горы, выплывающие из океана, гроты и бухты – путь не на один час. Дойти до участка с этими гротами можно только во время отлива. По этой причине мы смогли попасть туда только ранним ранним утром. Зрелище просто фантастическое, некоторые гроты достигают ширины до сотни метров, некоторые меньше. Их здесь большое количество. Традиционная фотосессия. И мы возвращаемся в отель. Рядом располагался небольшой гостиничный комплекс, где мы остановились. Он недорогой, людей мало. Мы встречали поляков, немцев, французов, русских. Рядом рыбные ресторанчики, сувенирные лавки. Всё уютно, без излишеств. Позавтракав опять в путь. Едем в горы…. «Ей, ейй, горы горы, ее – еее ее ей!!!», - как пел Никулин в знаменитой «Кавказской пленнице». Но пел он не про Высокий Атлас, куда мы направили наших железных коней. По мере нашего удаления от пустыни окружающие ландшафты становились всё более и более обжитыми и зелёными. Появлялись сады, поля, мандариновые рощи, банановые плантации, тепличные комплексы. Любопытно было наблюдать тепличные комплексы, созданные не для сохранения тепла, как это делается в наших широтах, а для защиты растений от жары. Переезд был довольно длительным. И вот по старой французской еще довоенной дороге мы начинаем подниматься в горы высокого Атласа, где мы собирались заночевать. Дорога серпантином вьется вокруг розовато-серых вершин, на каждом резком повороте сигналим клаксоном, подавая знак встречным машинам о том, что впереди препятствие. Дорога такая, что две машины разъезжаются с трудом. Кое-где есть карманы для таких манёвров. Внизу дороги, у подножья гор ютятся глинобитные хижины местных горцев. Это в большей своей массе наследники бэрбэров, второго по своему количеству этноса, после арабов, населяющего страну. Бэрбэры, прежде всего жители пустыни и горных районов. Считается, что они то и жили здесь до арабского прихода.   Живут животноводством, выпасая скот – главным образом коз. Кое-где пониже есть следы агрокультуры. Практически любая полоска земли возделывается. С подъёмом в гору нам удавалось видеть достаточно необычные лесные биоценозы, это когда пальмовые деревья соседствуют с соснами. Довольно необычное сочетание. Это есть  на высоте где-то около 1000 метров над уровнем моря. По дороге не очень часто встречаются гостиницы, небольшие ресторанчики. Но их не много. И вот мы добрались до перевала, здесь было принято решение ночевать. Высота около 2000 метров. Вполне карпатоподобная. Нашли небольшой приют, договорились о цене.  Быстро вечерело, часть народа успела походить по местным горам. Горы старые, очень много мелких сыпучих камешков, по которым очень тяжело подниматься вверх. А вторая часть нашей группы собрались провожать солнце, опускавшееся в долину. Закат на Высоком Атласе. Есть даже фотография. С заходом солнца нас ждал дружеский ужин с горцами, у которых невероятно дымил камин. Создалось такое впечатление, что камин у них служит исключительно для декора, поскольку практически весь дым попадал в помещение. Непонятно кто такой камин и главное, зачем строил? Однако вкусная еда и радушие хозяев позволили не заметить это неудобство. В горах холодно, около нуля. Ужин наш затянулся. Видно накопилась усталость от многочасовых переездов и насыщенной программы путешествия. Разошлись довольно поздно часов после двух ночи.

На следующий день спуск в долину и рывок в предпоследний пункт нашего путешествия – сказочный город легенду Марракеш. Здесь нами запланировано осуществить главную покупательно-культурно-познавательную часть путешествия. За окнами автомобилей мелькают горные деревеньки. Со спуском вниз расширяется узкая горная дорога. В самом низу нашего спуска нам удалось побывать на настоящей ферме, где вручную производится масло из плодов арганового дерева. Это те самые деревья, на которых паслись козы, в самом начале нашего путешествия. В Марокко это дерево имеет многофункциональное использование, а главное из него добывается редкое и очень целебное масло. Его применяют и в пищевой промышленности, и в косметических целях, а также и в лечебных. Оно является предметом экспорта, и его продажи приносят стране довольно ощутимую долю доходов. Это своеобразный брэнд страны. А такая ферма одно из немногих открытых для постороннего посещения предприятий. Этнографический действующий музей. Было очень любопытно увидеть таинство производства. И вот Марракеш.

MARRAKESH
BY GOOMBAY DANCE BAND

to the city of gold near the sky
where the troubles of life drift on by

sings the rain when I can't sleep at night
Marrakesh, come to Marrakesh
cries the wind calling me to Marrakesh.

Where is my home, where is my land?
(way down in Africa)
Where is my love, where are my friends?
Couldn’t make a living there,
had to find a job somewhere
changed my name, took a plane and went away -
Marrakesh, come to Marrakesh
says my heart when I feel all alone.
you will find peace of mind in Marrakesh

People put me down - treat me like a clown I take it
(Marrakesh, come to Marrakesh)
savin ev'ry dime, knowing I'll be fine some day

Marrakesh, come to Marrakesh
cries the wind calling me to Marrakesh

to the city of gold near the sky
where the troubles of life all the hustle
and strife will go by

Marrakesh, come to Marrakesh!
yells the train rollin' by in the dark
I'll be free, I'll be me in Marrakesh.

Город очень красивый, уютный. Красно-розовые дома, апельсиновые и мандариновые рощи, пальмы, ровные кварталы города самых разных периодов застройки, вездесущие, снующие во все стороны света мотоциклисты всех возрастов. Нам было очень приятно попасть снова в цивилизацию, после практически десятидневного пребывания в полевых условиях. Гостиница, распаковывание багажа. Одевание в цивилизованную одежду и вечерний выход в сторону знаменитой площади Джамма Эль Фна (Площадь отрубленных голов). По дороге мы попали в какой-то Cyber Park, предтавляющий собой очень хороший ботсад с массой гуляющего народа всех возрастов. Прошли мимо центральной мечети города и как раз в момент захода солнца вышли на эту самую знаменитую площадь страны. Перед глазами ожили все многочисленные картинки и ролики из Интернета. Вот факиры, вот гадальщики, вот разносчики воды в своих ярких и причудливых костюмах, а далее невероятных размеров рынок, настоящий восточный базар, который уходит с площади в глубину узких средневековых улочек. Лавки, ресторанчики, рундуки, прилавки, всё это шумит, торгуется, зазывает вас и волнуется живым человеческим океаном. Вот квартал продавцов фруктов, где были продегустированы цитрусовые фреши. Вот просто гастрономический квартал, где есть все виды, пищи, которой богата страна. Колбасы, улитки, мясо, рыба, овощи, фрукты, специи в самых невероятных соотношениях и способах приготовления. Далее кварталы сувениров, кожевенников, скобянщиков, продавцов специй, ковров и так до бесконечности. Нами был осуществлён захват местных сувенирных лавок на предмет покупки подарков, разнообразных платков, футболок, шкатулок, масла, специй и т.д. Но после трёх часов походов по всему этому торгово-культурному разнообразию все поняли три часа это крайне малый срок для того, чтобы постичь хоть маленькую толику всех местных товаров и предложений. Но уже было довольно поздно и мы уставшие пошли в свою гостиницу ночевать. Следующий день был довольно таки насыщенным по своей программе. Мы хотели посмотреть местные достопримечательности, затем нас пригласил на обед к себе домой один из наших гидов, а на вечер он же предложил нам посетить местную баню под названием Хамам. Утром мы поехали в сады Менара. Этот оливковый парк был разбит разбит в двенадцатом веке. И является своеобразным символом Марракеша. Большое искусственное озеро в окружении оливковой рощи, выглядит как осколок неба, упавший на землю. Немного позже, на берегу озера построили беседку и сейчас парк – одно из самых лучших мест отдыха. Затем мы поехали в знаменитые сады Мажорель. Это бывшее имение известного французского модельера Ив Сен Лорана. Здесь же находится и его могила (вернее здесь развеяли прах модельера, после его смерти). Парк представляет собой настоящую жемчужину садово-паркового искусства, где собраны практически все виды тропических деревьев, цветов и кактусов. Здесь есть пруды с рыбой, ручейки. Парк был заложен задолго до жизни самого Ив Сен Лорана, знаменитым французским художником Жаком Мажорелем, который переехал в начале 20-столетия жить сюда в Марокко. Именно он и купил эту землю и заложил здесь сад и построил дом. После его смерти имение долго пустовало, а когда на его месте хотели построить отель, а парк снести. То его приобрёл знаменитый кутюрье. Он тоже приложил много усилий для того, чтобы парк имел такой красивый вид. Он завозил сюда новые растения, занимался дизайном парка, открыл на его территории музей бэрбэров, который действует и сейчас. В парке работают кафе и ресторанчики, его посещают много людей. В настоящее время действует специальный фонд из средств, вложенных бывшим владельцем, что позволяют содержать парк в порядке, ухаживать за растениями и платить зарплату персоналу. Парк по праву считается одним из чудес света. На обед мы поехали в один из новых спальных районов Марракеша в гости домой к одному из наших гидов. Район состоял из современных бетонных пяти, шестиэтажных многоквартирок, между которыми, находились спортивные площадки, лавочки и других хозяйственные постройки. Необычным был только цвет домов – розовый. И бросались в глаза также специальные противопыльные жалюзи на окнах – специальная защита от песчаных бурь. Пустыня, господа. Важно отметить чистоту, которая была практически везде и в подъездах и на улице (невольно вспомнились подъезды нашей Борщаговки). Мы вошли в дом. Вручили наши небольшие подарки, и расселись на полу вокруг невысокого стола. Хозяева угощали нас традиционным здесь блюдом кус-кусом с овощами и курицей. Кус-кус крупа, сделанная из пшеничной муки, которая легко готовится при заливании кипятком. Очевидно очень удобная пища для путешественника в пустыне. Дома она готовится, конечно же более изыскано. Сначала варится курица, затем овощи, а затем сверху кастрюли с кипящим мясом с овощами на сите запаривается сам кус-кус. Обед начинался традиционным мятным зелёным чаем, затем принесли основное блюдо, ну и заканчивался обед также чаем. Это было очень необычно и очень интересно побывать в гостях в настоящем марроканском доме. Марроканцы очень приветливые и радушные люди. А далее нам предложили сходить в местную баню - Хамам. Баня находилась здесь рядом, обычный такой себе Хамам у них на районе. Аккуратное двухэтажное здание, отдельно женский вход, отдельно мужской. Внутри раздевалка, но обязательное условие быть в плавках, или обмотанным полотенцем. Один зал для мытья, второй зал непосредственно парилка, где нагреваются пол и стены. Температура увеличивается по мере отдаления от входа. Чем дальше в глубину, тем жарче. Сначала мытьё, затем пар. Всем понравилось. А далее возвращение в отель, небольшие приключения, и долгожданный аэропорт Касабланки, Париж и Борисполь. Здравствуй Киев! Вот мы и дома. Всё. С Новым годом, с новой весной, летом и новыми дорогами!!!

Александр Савицкий,
по мотивам путешествия по Марокко с планомБ,
на Новый 2014 й год

Туристическое снаряжение для активного отдыха
Походы: Крым, Кавказ. Рафтинг, конные туры.. Каталог туристических сайтов.