fbpx

Путешествие по Качкару (Понтийским горам) на востоке Турции

О пока малоизвестном высокогорном районе северо-восточной Турции.

Последнее время, после открытия бюджетных рейсов лоукост-компаний в Турцию и Грузию, массовым европейским туристам стали доступны путешествия в ранее малопосещаемые уголки этих стран. Поэтому в сезоне 2013  мы решили исследовать массив Качкар, как перспективный для проведения спортивных экспедиционных походов. Информации в русскоязычной части интернета по этому району очень мало, в основном это рассказы о восхождении на г. Качкар – самую высокую вершину района.

Мы ставили себе в задачу дерзкий план траверса основного гребня хребта через неизвестные перевалы. Частично этот план удался.

Но всё по-порядку. Оказалось , что очень удобно заезжать в черноморские провинции Турции через Грузию (а/п Кутаиси), а из Батуми до Ризе прекрасное автобусное сообщение.

Надо сказать, что Турция в настоящий момент находится в уникальном положении. В стране существует европейская комфортная инфраструктура и современный быт, но одновременно сохранилась восточная открытость и гостепреимство. В этом её неоспоримое преимущество перед соседями.

Из Ризе мы на комфортабельном автобусе заехали на пер.Овит (2460м), где и начали нашу пешеходную часть. Тут впервые мы столкнулись с интересным природным явлением – перетеканием облаков из причерноморья вглубь Анатолии через горный хребет. Подобная особенность в дальнейшем очень скажется на результатах экспедиции. Мы назвали такую особенность «Правило южных и северных цирков». (Цирками в альпинизме называют высокогорные долины, где раньше существовало оледенение).

Свой палаточный лагерь мы разместили среди альпийских лугов и цветущих растений. Ощущался сильный холод и это не удивительно, в Ризе температура была +30, а на перевале +10. Приготовив ужин на бензиновой горелке мы уставшие легли спать.

А утром в тумане начали акклиматизационный подъём к озёрам. Рюкзаки тяжёлые, т.к. всё снаряжение и еду приходится нести на себе – мы рассчитываем на полную автономность.

Частые привалы, моросящий дождь – где же ты, о, солнечная и жаркая Турция?

Но после обеда распогодилось и мы разбили бивак у прекрасного озера, отогревались и отыхали. А я пошёл на разведку неизвестного перевала – нам на него завтра. Перевал, который мы завтра назовём Сулин и по традиции, соорудив каменную пирамиду, оставим перевальную записку в пластиковой бутылке, оказался каменистым, с участками снега, но проходимым.

На следующий день по солнечной погоде буквально за 2 часа мы прошли перевал и оказались на плато Семи озёр.

Вообще, поразительно, насколько много в этих горах озёр. В каждой долинке, в каждом , даже небольшом цирке, есть озеро небесной красоты, с чистейшей лазурной водой. Везде текут ручьи и зеленеет трава, хотя ледников нет совсем. Это очередная загадка Качкара.

На ночлег остановились у неземной красоты озера Дёрт и как печально было видеть несколько куч мусора, явно оставленного браконьерами, т.к. рядом валялись обрывки сети и часть снастей была брошена в озере. Провели небольшую экологическую акцию, собрав часть мусора и вытянув кусок сети из озера. Видно, в благодарность за это несколько форелей периодически плескались недалеко от берега.

Интересно, что в турецких горах огромное количество стреляных гильз от охотничьих ружей.

Наверное, из-за этого совсем не встречаются дикие животные, особенно горные козы, которых на Кавказе достаточно много.

Наш следующий перевал оказался сложным. Осыпные крутые склоны потребовали максимального внимания и осторожности при спуске. Захотелось даже одеть альпинистские каски. Спуск длиной 500м длился 3 часа – это уже настоящий альпинистский перевал с уровнем сложности 1Б. А дальше опять озёра , южные цирки и прекрасная солнечная погода. Только перевалив главный хребет у г.Верченик (3700м) мы опять попали в северное царство облаков и дождя – это влажный черноморский воздух, сконденсировавшийся у пиков хребта Качкара. Два дня мы передвигались в этом мареве мокрые и замёрзшие. Температура ночью опускалась до ноля градусов, и это в самый разгар лета!

Но самое важное, что мы не успевали по графику движения проходить необходимое расстояние, очень уж каменистые и дождливые горы оказались перед нами. В результате, находясь всего в 15км от заветной вершины Качкар, мы решили сократить маршрут и пойти по плану Б – направляясь  к морю. ..

Шла последняя неделя священного месяца Ромодана и аксакалы яйлы Цветочной встретили нас с улыбкой и пожеланиями счастливой дороги, а в придачу угостили домашним сыром и хлебом (так сказать в дорожку).

Дорога вниз с гор всегда приятна, потому что не смотря на все трудности и невзгоды мы возвращаемся домой. А горы Качкара ждут своих первооткрывателей, как ждали многие тысячелетия, ведь в отличие от людей, они умеют ждать.